Пальчиковая гимнастика очень полезна. Ее рекомендуют многие специалисты. Ведь пальчиковые игры - это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторики рук.
Дело в том, что все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на речи ребенка.
Ведь ученными доказано, что между общей двигательной системой человека и его речевой функцией существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между конкретными движениями руками и речевым центром мозга. также ученные отмечают, что у детей при некоторых речевых нарушениях отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Специалисты установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития пальцев.
Рекомендуется речевое развитие детей посредством тренировки движений пальцев рук. Практикование тренингов мелкой моторики рук, координирующих органы речи, способствует расширению словарного диапазона детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавится от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которыми дети занимаются пальчиковыми тренингами.
Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребенок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учится говорить, особенно тем детям, у кого имеются трудности при освоении речи.
Движение пальцев кистей рук имеет также особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего - на кишечник; безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
Каждую неделю мы разучиваем новую пальчиковую игру.
Игра на этой недели (23.12.15 - 30.12.15)
Пальцы-братцы.
Ивану-большаку - дрова рубить,
(Загибают поочередно все пальцы - большой,)
Ваське-указке - воду носить,
(указательный)
Мишке-середке - печку топить,
(средний)
Тришке-сиротке - кашу варить,
(безымянный)
А крошке-Тимошке - песенки петь,
Песенки петь и плясать,
Родных братьев потешать.
(мизинец).
Игра на этой недели (7.12.15 - 11.12.15)
Пальчики идут на прогулку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять,
Они спрятались опять.
(Во время произнесения рифмовки дети сначала выпрямляют по одному пальчику из сжатого кулачка, потом также под счет сжимают их обратно).
Игра на этой неделе (30.11.15 - 04.12.15)
Моя семья.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
(Одной рукой ребенок показывает на пальцы другой руки, которые называются в тексте. Начинается игра с большого пальца).
Игра на этой неделе (11.11.15 - 18.11.15)
Солнышко-ведрышко.
Солнышко-ведрышко,
(Наложить ладони друг на друга и растопырить пальцы, как лучики).
Выгляни в окошечко,
(Сложить ладони домиком и заглянуть между них, как в окошечко).
Твои детки плачут,
(Прикрыть лицо ладонями).
По камешкам скачут.
(Постучать кончиками пальцев по коленям).
Игра на этой неделе (18.11.15 - 24.11.15)
Кукушечка.
Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза).
Лети скорей в лесок.
(Развести руки в стороны и 3 раза взмахнуть ладонями, как крыльями).
Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(Вновь ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза)
Подай свой голосок.
(Вновь развести руки в стороны и 3 раза взмахнуть ладонями).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учим на этой неделе (12.05.15 - 15.05.15)
З. Александрова
"Родина"
Если скажут слово "родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учим на этой неделе (27.04.15 - 30.04.15)
Я. Аким
"Апрель"
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлепает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
"Скоро, скоро быть теплу" -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
скоро множество птенцов
Выглянет наружу.
Тучи по небу пройдут.
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые.
Учим на этой неделе (13.04.15 - 17.04.15)
В. Степанов
"Юрий Гагарин"
В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Учим на этой недели (6.04.15 - 10.04.15)
В. А. Жуковский
"Жаворонок"
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
в лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны...
Учим на этой недели 23.03.15 - 27.03.15)
Г. Ладонщиков
"Подснежники"
Солнце елочки пригрело,
Сосны и валежники.
На полянку вышли смело
первые подснежники.
Распрямились, расцвели
В эти дни весенние
Дети нежные земли -
Всем на удивление.
На проталине стоят,
На ветру качаются,
Словно звездочки, горят
Лесу улыбаются.
Иногда дожди идут
И снежинки падают,
А подснежники цветут,
Мир собою радуют.
Учим на этой неделе (16.03.15 - 20.03.15)
П. Соловьева
"День и ночь"
Ночь зимой - как черный кот,
День - как серенькая мышь.
Но весна, весна идет,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьев,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев.
Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь - как серенькая мышь,
день - большой, блестящий кот.
Учим на этой неделе (10.03.15 - 13.03.15)
С. Есенин
"Береза"
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Учим на этой неделе (9.02.15 - 13.02.15)
В. Кожевников
"Пешеходный светофор"
На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
На посту стоят два брата,
Каждый - бравый часовой.
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
"Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить!"
Встал на пост зеленый братец,
Улыбаясь, говорит:
"Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт!"
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут...
Э. Мошковская "Добежали до вечера".
Мы бежали и спешили,
потому что быстро жили!
Мы бежали и скакали,
и с утра не отдыхали,
и поели
на бегу,
и попили
нп скаку,
запыхались,
спотыкались,
утомились,
удивились:
добежали мы до ВЕЧЕРА,
видим -
дальше бегать нечего:
в небе звездочка
зажглась,
надо жить
не торопясь...
Учим на этой неделе (2.02.15 - 6.02.15)
Д. Хармс
"Очень - очень вкусный пирог"
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек не нашли...
Учим на этой неделе (2.02.15 - 6.02.15)
Д. Хармс
"Очень - очень вкусный пирог"
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек не нашли...
Ольга Аркадьевна! Спасибо Вам большое за то, что даёте нам задания на дом, что-то написать, выучить. Для нас это очень важно и нужно. Ведь нам скоро в школу, и дети учатся делать домашние задания.
ОтветитьУдалить